Из опыта работы

Главная » 2010 » Апрель » 20 » Самоанализ педагогической деятельности.
05:29
Самоанализ педагогической деятельности.
Оглавление
1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года 2
2. Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам 7
3.Позитивные результаты деятельности учителя по выполнению функций классного руководителя 12
4. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе 17
5.Обобщение и распространение собственного педагогического опыта 21
6.Участие в муниципальных региональных и федеральных профессиональных конкурсах 22
7.Повышение квалификации и профессиональная переподготовка 23
8.Приложения……………………………………………………………...24


1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года
В лицее №9 работаю с 2000 года. В 2005 году в преподавании литературы в 9г классе продолжила освоение третьей ступени альтернативной технологии литературного образования В.И. Тюпы.
При сравнении результатов последней контрольной работы по литературе в 8-м классе, контрольной работы за I полугодие и итоговой в 9-м классе была выявлена положительная динамика учебных достижений моих учеников (см.диаграмму №1).
Следует отметить и положительную динамику качества знаний. На диаграмме №2 показан процент учащихся, повысивших качество выполнения творческих заданий. При этом повысился процент работ учащихся, отличающихся самостоятельностью, оригинальностью, творческой смелостью, богатством импровизации.
Что же способствовало росту качества знаний? Содействие ребёнку в создании положительной Я-концепции: игровая деятельность на уроке, групповые формы работы, проведение жанровой экспертизы, микроисследования и участие ребят в спецкурсе «Русская словесность», программа которого составлена на основе рекомендации В.И. Тюпы.
К концу 2007-2008 уч. г. учащимися освоены 4 и 5 ступени технологии. О качестве сформированности читательской компетентности учащихся 11 гуманитарного класса, то есть о воспитании культуры восприятия художественного текста у учащихся, можно судить по мониторинговым исследованиям, которые проводились в соответствии с технологией и заложенными ее основоположником критериями. Результат в диаграмме №3.
Учебно-коммуникативные умения
Также отмечается динамика развития эмоционально-художественных качеств личности учащихся гуманитарного класса.


В апреле 2008 года учащимся была предложена анкета, диагностирующая качество подготовки выпускников гуманитарного класса (результаты тестирования – Приложение № 1). В 2008 году 39 учеников лицея сдавали экзамен по литературе. 18 – в форме ЕГЭ (Протокол проверки – Приложение №2). Диаграмма №5 – результат экзамена. Лицеисты гуманитарного класса, обучающиеся с использованием элементов технологии, показали 100% качества.
21 учащийся выбрал устный экзамен (форма – защита реферата, проекта).
Результаты итоговой аттестации по литературе выпускников 2008 года в сравнении с успеваемостью за год.
• Из 39 человек ни один ученик не понизил годовой отметки.
• 2 человека (5%) имели годовую «4», за экзамен получили «5».
• 34 человека (95%) подтвердили годовую отметку.
С 2006 года вела уроки литературы в 10 – 11-х классах. Диаграмма №6 демонстрирует позитивную динамику уровня обученности. При этом на параллели 11-х классов процент учащихся, имеющих отметки по литературе «4» и «5», увеличился с 53% до 82%, а количество обучающихся на «отлично» к концу 2008 года возросло с 12 до 32 человек (с 10% до 27%).
Позитивная динамика уровня обученности учащихся происходит за счет использования современных образовательных технологий, создания собственных подходов, о чем буду рассказывать в п.4.
Выпускники 11-х классов демонстрируют достаточный уровень сформированности ключевых компетенций:
• функциональные компетенции (общеучебные умения): оптимальный уровень 62%, средний уровень – 38%;
• общекультурные компетенции (наличие, разнообразие, регулярность освоения источников культурных ценностей, наличие ценностных ориентиров в различных областях культуры): оптимальный уровень – 51%, средний уровень – 49%.
Следует также отметить рост положительной мотивации к обучению у учащихся:
• по результатам психологического тестирования в 2006 году 65% детей продемонстрировали высокий уровень мотивации к обучению по предмету, в 2007 году – 75%, 2008 году – 85%.
• было проведено анкетирование учащихся гуманитарного класса и их родителей с целью изучения мотивации к литературе (результаты оптимальны, представлены в Приложении №3).
С 2005 года интерес учащихся к литературе заметно вырос, об этом свидетельствуют следующие показатели:
• 76% учащихся 11г класса выбрали для поступления в вузы гуманитарные специальности, из них – 6 человек зачислены в НГПУ (Приложение №4).
• Увеличивается процент учащихся с повышенным интересом к литературе, и если по результатам анкетирования в 2006 году – 54 % учащихся изучали предмет по необходимости, то в 2008 году – всего 18%, а процент учащихся с повышенным интересом увеличился на 35% (с 28% до 63%).
• Наблюдается положительная динамика качества творческих работ учащихся (Приложение №5).
С 2005 года мои ученики – участники и призёры олимпиад различного уровня (Приложение №6).
Победители олимпиад различных уровней.
Уч. год Лицей Район Город Область
2005/2006 9 класс
Репетюк А. – I место Репетюк А. – I место Репетюк А. – I место Репетюк А. – III место
Лим Ю. – II место Лим Ю. – IV место
2006/2007 10 класс
Репетюк А. – I место Репетюк А. – II место Репетюк А. – III место Репетюк А. – IV место
Прозорова Ю. – II место Прозорова Ю. – IV место
2007/2008 11 класс
Прозорова Ю. – I место Прозорова Ю. – I место Прозорова Ю. – IV место Прозорова Ю. – VII место
Снегирев С. – II место
Снегирев С. – III место
Яковлева А. – III место

2. Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам
В 2005 году мною был разработан спецкурс для 9г класса «Тайны текста», который предполагал продолжить работу по формированию лингвистической (в широком смысле) и коммуникативной компетенции учащихся. Программа рассчитана на 32 часа.
Основная цель: сформировать у учащихся умения и навыки анализа художественного произведения в единстве его содержания и способов языкового выражения этого содержания.
Она реализуется через:
• комплексный анализ текста, который позволяет учащимся применить теоретические знания по русскому языку и через анализ предложенного фрагмента художественного произведения выявить выразительные возможности единиц языка.
• все занятия – коммуникативные события, позволяющие организовать коммуникацию с автором произведения.
Результаты прохождения программы спецкурса учащимися 9г класса
• Из 16 человек, посещавших спецкурс, 15 выбрали итоговый экзамен по русскому языку, формой которого был комплексный анализ текста. В ходе экзамена учащиеся продемонстрировали:
 понимание замысла текста (13 учащихся – 86% );
 умения анализа различных уровней текста (14 учащихся – 93%);
 сочинили собственный текст (13 учащихся – 86%).
Итоги экзамена: «5» получили 8 учащихся (53%), «4» - 5 учащихся (33%), «3» - 2 учащихся (14%). Качество 86%.
В 11г классе 7 учащихся, посещавших спецкурс, сдавали ЕГЭ по литературе. В части «С» из 33 возможных баллов 4 ученика набрали по 26 баллов, 2 – по 24 балла и 1 – 21 балл. Выполняя ЕГЭ по русскому языку в части «С», 8 человек набрали 18 баллов из 20 возможных, 4 – 17 баллов, 2 – 16 баллов и 2 – 15 баллов.
С 2005 по 2008 год вела электив «Олимпиадный курс по литературе», который способствовал выявлению литературно одаренных, творчески мыслящих школьников. Занятия данного спецкурса привели к росту качества выполнения учащимися заданий повышенного уровня – олимпиадного. И если в 9-м классе в школьной олимпиаде только 3 учащихся набрали наибольшее количество баллов из возможных, то в 11-м – 6 учащихся.
Расширяя общекультурный кругозор, занятия спецкурса способствовали интеллектуальному росту отдельных учащихся (Приложение №7).
В 2008 году разработала программу факультативного курса по литературе для учащихся 11х классов «Знаете ли вы русскую литературу?», который способствовал развитию как ключевых, так и предметных компетенций, и повышению интереса к учебному предмету.
Система занятий, чередующая усвоение теоретических понятий с их практическим применением, позволила получить оптимальные результаты.
С 2006 – 2008 г.г. апробировала спецкурс «Путешествие в мир пародии» на параллели 10-х классов (10г – 20 учащихся; 10м, 10е – 35 учащихся). Справка о внедрении – Приложение №8.
По результатам проведенной контрольной творческой работы, по данным опросного листа были получены следующие результаты:
• совершенствовались умения лингвистического анализа художественного текста (с 60% до 90%);
• после проектной деятельности 93% учащихся сочинили оригинальные вторичные тексты;
• уровень сформированности коммуникативной предметной компетенции в среднем возрос на 14%;
Результаты внеурочной деятельности по литературе
1.В 2007 году в лицее создано Научное Общество Лицеистов. Я стала руководителем филологической секции 11х классов. Перед собой поставила задачу: развить творческие способности и навыки поисково-исследовательской деятельности лицеистов. 17 учащихся занимались со мной разработкой конкретных исследовательских проектов. Результат – увеличение количества работ на НПК (2006 г. – 1, 2007 г. – 2, 2008 г. – 4 работы, среди которых победители школьных, районных, городских научно-практических конференций) (Приложение №9).
16 исследований выпускники 2008 года успешно защитили на итоговой аттестации («5» - 10 человек, «4» - 6 человек). Участие в работе секции позволило Анохиной Е. и Лим Ю. стать Лауреатами городской научно-практической конференции (секция – средства массовой информации) (Приложение №10).
2.В 2003 году мною был организован журнал «Хелпер» (помощник). (До этого своего печатного издания в лицее не было) (Приложение №11). В течение трех лет я являлась его вдохновителем (так считали хелперовцы) и главным редактором. Наряду со старшеклассниками свои первые работы в журнале представили и мои семиклассники, это способствовало развитию их творческих способностей, осознанию своих возможностей, всплеску юных дарований. Желание проявить себя почувствовали многие хелперовцы и стали о себе заявлять на различных творческих конкурсах (Приложение №12). С 7-го к 11-му классу работы заметно выросли в качественном отношении: статьи многих моих журналистов стали появляться в газете «Рост», «Соседи», журнал «Лицеист», «Время молодежи», заслужили одобрение специалистов (Приложение №13).
С 2006 года в лицее создан пресс-центр, его золотой состав – те самые семиклассники, чьи первые опыты писательской деятельности появились в «Хелпере». Опыт в журнале повлиял и на профессиональный выбор многих из них (Приложение №14).
3.С 2003 года мои ученики – участники литературно-музыкальных композиций, организаторы литературных встреч. Творческие шаги выпускников 2008 года начались в 2005 году с организации «Гоголевских встреч», потом нас привлекли басни И. Крылова, сказки А.С. Пушкина, тема Великой Отечественной войны. Затем – творчество А. Фета и Ф. Тютчева, Болдинская осень в творчестве А.С. Пушкина.
Литературно-музыкальные композиции постепенно переросли в литературное кафе. И если в 8, 9-м классах нами было приготовлено по 2 литературных праздника, в 10-м классе состоялось 4 литературных встречи, то в 11-м – 14, причем, 100% одиннадцатиклассников приняло в них участие как в качестве зрителей, так и исполнителей. На нашей заключительной встрече наряду со стихотворениями известных поэтов зазвучали творения самих ребят.
И если до 11-го класса сценарии готовила и разрабатывала в основном я с двумя-тремя помощниками, то последние постановки – это либо совместный труд, либо деятельность учеников. В 11-м классе на сцене перед зрителями предстали судьбы поэтов Серебряного века и героев произведений, посвященных Великой Отечественной войне (Приложение №15).
Что дает такая работа детям?
1.Помогает определиться с профессиональным выбором. В театральные вузы поступили Буков С. (выпуск 2004 г.), Кручинина В. (выпуск 2005 г.), Иванова Д. (выпуск 2008 г.).
В этом году Кручинина В. заканчивает Новосибирский театральный институт, я и мои пятиклассники уже посмотрели спектакль про Тома Сойера с ее участием. А в декабре 2007 года она приходила в наше литературное кафе (Приложение №16).
2.Оказавшись впервые на сцене в качестве ведущих и чтецов, многие учащиеся раскрывают артистические способности, которые им хочется применять и реализовать дальше. В 2008 году театральная студия лицея стала Лауреатом районного театрального фестиваля и получила Диплом «за прекрасный актерский ансамбль» (80% ее участников свой первый актерский опыт получили, выступая с литературно-музыкальными композициями).
3.Все мои ученики пишут стихи. Просто у одних это проявилось еще в 5-м классе, у других в 11-м. Нами собрано 4 поэтических сборника разной тематики: «Сквозь призму смеха», «Поэзии серебряного века посвящается», «Никто не забыт и ничто не забыто», «И наше слово зазвучало».
4.10 выпускников проявили незаурядные литературные способности: Яковлева А., Снегирев С., Стрижак М., Кавардаков Г., Репетюк А., Лим. Ю., Сыдыкова Т., Брук Т., Гуриненко Е., Черникова М. – участники и победители школьных конкурсов «Поэтическая тетрадь», «Поэтический экспромт», конкурсов сочинений разного уровня, районного конкурса чтецов (Приложение №17).
Искусство слова становится особой формой духовного общения.
3.Позитивные результаты деятельности учителя по выполнению функций классного руководителя
С 2005 по 2008 год выполняла функции классного руководителя 9г – 11г класса. Моя работа строилась на основе концепции воспитательной работы лицея №9, в которой определены основные принципы, поставлены цели, намечены пути их достижения, обозначен результат (Приложение №18).
9г – класс гуманитарного профиля. Цели, задачи и содержание воспитательной деятельности определяла в соответствии с направлением класса, интересами и потребностями учащихся и родителей. Анализируя работу классного коллектива в каждом полугодии, выявляла степень выполнения поставленных задач и необходимость решения других. И если в 9-м классе на первом месте стояли задачи по сплочению классного коллектива и развитию самоуправления, в 10-м классе – по формированию навыков самообразования и самовоспитания, то в 11-м классе – по повышению мотивации к обучению и осознанному выбору профессии.
Работу с детьми все три года строила по направлениям деятельности, рекомендованным О.С. Газманом и В.В. Ивановым (коллективные творческие дела). Разрабатывала и реализовывала программы: «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье».
Работа в 9-м классе началась с идеи создания портфолио, которое к концу обучения давало бы полное представление о деятельности и заслугах каждого ученика. Ребята объединились в группы для разработки формы портфолио, в результате получилась папка, где выпускники собрали все свои достижения, необходимые для поступления в вузы.
Организация классного самоуправления – одна из первоочередных задач создаваемого коллектива. Высшим органом самоуправления стал общий сбор класса, на котором был избран Актив класса (староста, помощник старосты, руководители секторов: учебного, творческого, художественного, спортивного, трудового). Руководители секторов набирали себе в помощники учащихся классного коллектива. Каждый сектор предлагал свою программу, утвержденную общим сбором. Таким образом, весь классный коллектив разделен на 5 групп по принципу добровольности и взаимных интересов, к тому же ребята могли участвовать в осуществлении любой программы, за реализацию которой их сектор ответственности не нес.
2 раза в месяц проходило заседание актива класса. На таких заседаниях родилось много положительных начинаний: участие в предметных декадах под девизом «Разве я не математик?» (гуманитарий и т. д.), где каждый мог бы проявить свои способности. В 11-м классе мои ученики – не только 100% участники каждой предметной декады, но и победители. Пойти в гости к малышам и провести «Занимательный час» тоже предложили активисты.
Организация самоуправления в классе к концу обучения достигла высокого уровня:
• мои воспитанники – организаторы и ведущие всех школьных дел;
• организация деятельности коллектива перешла к активу класса;
• 17 человек (65%) моих учеников – старосты в институтских группах.
Деятельность по программе «Учение» включала совместную работу с учителями-предметниками, прогнозирование лицеистами результатов своей деятельности, что позволило своевременно организовать взаимопомощь одноклассников и консультации учителей. Мои индивидуальные встречи с учениками, рейды членов учебного сектора, тестирования типа «Задуманное - достигнутое», определение консультантов среди учащихся класса, консультации для родителей привели к окончанию лицея Сабуровым В. с золотой медалью и 18 учащихся с аттестатами на «4» и «5» (73%). При 92% поступлении в вузы и 8% в колледжи - 16 (62%) учащихся были приняты на бюджетную основу (Приложение №19).
Программа «Общение». С 9-го класса проводился «Час общения», где сначала ребята делились со мной своими проблемами на бумаге, потом – диспут или беседа, где обсуждалось наболевшее. «Хочется сказать» - так я озаглавила этот лист доверия, по результатам которого организовывала индивидуальные встречи с детьми, родителями, учителями. В 10-м классе состоялись встречи, которые назвали «Час открытий», где каждый представлял себя с другой стороны, доселе неизвестной одноклассникам.
В реализации данной программы не обошлась без помощи психолога. Тренинги общения способствовали созданию благоприятного психологического климата (Приложение №20). Кстати, в 11-м классе психологические игры проводили и сами ребята (Яковлева А. и другие). В 11 классе Блажева М. (староста) стала инициатором проведения Дебатов («Тебе решать!»). Их темы представлены в плане работы. (Приложение №21)
Программа «Досуг». В 10-м классе провела тестирование на тему «Проверка профессионального соответствия» (по шкале Е.А. Климова), чтобы помочь учащимся определить свой тип. Мне это помогало при подборе тематики классных часов, организации деятельности каждого ученика при подготовке внеклассных мероприятий. Сегодня стало очевидным, что 100% выпускников выбрали профессию в соответствии со своим типом.
За три года мы с детьми побывали почти везде: картинная галерея, краеведческий музей, японский центр «Хоккайдо», театры города (Приложение №22). Мои дети – организаторы традиционного лицейского сбора «Будущее планеты в твоих руках», члены школьной команды КВН (2006 – 2008 год) (Приложение №23).
Организация различных конкурсов, концертов, брейн-рингов, игр с элементами драматизации, устных журналов, вечеров и т.д. позволила развить инициативу и творчество учащихся, сформировать у многих организаторские и самоуправленческие навыки.
Целенаправленная работа по программе «Образ жизни» привела к формированию активной жизненной позиции большинства учащихся, отсутствию правонарушений, показала их способность сопереживать, проявлять внимание к другим людям, например:
1. Организация и проведение «Дня матери» на параллели 10-х классов (приглашения, концерт и памятные подарки).
2. В 2006 году на День учителя учащиеся 10г класса организовали встречу и поздравления учителей-ветеранов.
3. В 2007 году – организаторы праздничного концерта и угощения для ветеранов Великой Отечественной войны (Приложение №24).
4. В 2006 году – организаторы и самые активные участники акции «Новогодние подарки воспитанникам детских домов». Благодаря моим ученикам эта акция стала традицией лицея (Приложение №25).
5. В октябре 2007 года Середин Сергей стал организатором встречи учащихся 9 – 11 классов с членами военно-патриотического клуба «ФИОРД» (тема «Терроризм. Как его предотвратить»). Сегодня он успешно обучается в Военном институте МВД России.
6. В 2006-2008 уч-ся 10–11г кл. несли Почетную вахту у Вечного огня, участвовали в военно-спортивной игре «Победа» (Приложение №23).
Целевая программа «Здоровье». С 9-го класса для ее реализации привлекла специалистов центров «Коралл», «Магистр», «Ювентус», школьного врача. Организации спортивно-оздоровительной деятельности способствовали сотрудники детско-юношеского клуба физической подготовки «Бригантина» (Приложение №26). Участие в подготовке классных часов по здоровьесбережению помогло Яцкевич С. в выборе профессии (она студентка Медицинского университета) (Приложение №27).
Реализация данной программы способствовала уменьшению пропусков уроков по болезни учащимися и 100% посещение уроков физической культуры в 11 классе (в 9 классе было 5 освобожденных).
За три года сложились добрые отношения с родителями учащихся. Родительские собрания с привлечением выступлений учащихся (например, в сентябре 2007 года на родительском собрании «Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить» учащиеся 11г класса разыграли ситуации, возникающие между детьми и их родителями, связанные с проблемой «отцов и детей»), индивидуальные встречи, совместные праздники, вечера вопросов и ответов, родительские лектории способствовали присутствию родителей на творческих выступлениях своих детей и предотвращению многих конфликтов в межличностных отношениях (Приложение №28).
Одним из показателей эффективности деятельности классного руководителя является уровень социальной зрелости выпускников. Это можно увидеть в Приложении №29.
Высокая культура общения, самостоятельность, активность, доброжелательность, высокая степень нравственной ориентации, умение творчески подходить ко всем делам, умение учиться, высокий уровень самоорганизации, дух товарищества и творчества – вот что отмечали педагоги, если речь заходила об учениках 11г класса выпуска 2008 года.
4. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе
Одним из важнейших условий повышения профессиональной компетенции педагога является научно-исследовательская, инновационная деятельность, которой занимаюсь много лет.
С 2006 по 2008 годы темой моей инновационной работы является введение элементов альтернативной технологии литературного образования В.И. Тюпы в курс литературы для гуманитарных классов и использование модифицированной программы в сложившихся условиях (Приложение №30).
Кроме того, в эти же годы для учащихся других профилей мною была разработана технология «Воспитание квалифицированных читателей посредством активизации познавательной деятельности». Целью данной инновации является формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературного произведения и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова (Приложение №31).
Методологической основой моей работы является технология И.С. Якиманской, в которой представлена иная позиция педагога, обращение к субъектному опыту школьников. Создавая условия для успешного учения, использую принципы технологии Ш.А. Амонашвили (главный – принцип гуманизации), методику Е.И. Ильина. Элементы технологии ученического сотрудничества В.К. Дьяченко (коллективные способы обучения) осуществляю через организацию групповой работы в классе, учитывая разные уровни обученности детей. Все это я смогла реализовать, используя модифицированную мной технологию В.И. Тюпы.
Учебно-методический комплекс А.Г. Кутузова, в большей мере, чем другие, способствует изучению литературного произведения как результата творческой деятельности учащихся, что является целью указанной выше моей инновационной работы.
Для активизации познавательной деятельности школьников использую: 1.Проблемное обучение – такую организацию и содержание учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, например, после изучения творчества Некрасова-Тютчева-Фета ученикам предлагается серия цитат со ссылкой на авторов. Они определяют, в каком случае цитате не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.
2.Проектную и исследовательскую деятельность, которая предполагает определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.
3.Различные формы работы: групповую, парную, индивидуальную.
Предпочтение отдаю групповой работе, которая предполагает: организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов; коммуникацию, общение; рефлексию.
Изучение произведения начинается с «входящего» теста, который определяет знание учащимися фактического материала перед началом работы с текстом, ученик оценивает уровень своих знаний, пробует его повысить до начала работы, чтобы в дальнейшем с максимальной эффективностью для коллектива реализовать свои учебные возможности.
Затем группа выбирает тему исследования, определяет проблему, выдвигает гипотезу, обосновывает решения.
Третий этап – защита проектов на уроке.
Четвертый – рецензирование и обсуждение увиденного и услышанного.
Пятый – «выходящий» тест, проверяющий динамику качества после изучения произведения, при этом сюда уже входят не только вопросы на знание текста, но и на проверку понимания темы, идеи и т.д.
Учебный процесс строю так, чтобы у школьника появилось желание самостоятельного поиска решения, понимание необходимости включения в творческую познавательную работу, выполнение которой выведет его на новый уровень знаний, здесь роль стимуляторов познавательной активности играют различного рода творческие задания. Например, при изучении поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» предлагаю:
1. Нарисовать герб помещика, обосновать (Приложение №32).
2. По предметам определить владельца, назвать имя персонажа поэмы.
3. Представить, что Чичиков вел дневник, написать 1 – 2 страницы.
4. Описать сон, который мог присниться Чичикову, когда он выезжает из города, и т.д.
Продуктивность подобной системы работы можно увидеть в результатах тестирования
Н.В. Гоголь «Мертвые души»
(вход (перед изучением) / выход (после изучения))
Отметки 10м (кол-во уч-ся) 10е (кол-во уч-ся) 10л (кол-во уч-ся) Итого (кол-во уч-ся)
«5» 5/9 4/2 3/8 14/27
«4» 7/6 3/9 2/2 20/24
«3» 7/4 7/7 10/9 31/24
«2» 2/- 12/3 8/4 28/7

В итоговой контрольной работе было предложено 10 заданий по роману «Мертвые души». Из 93 учащихся, выполнявших работу, только 9 учеников допустили 12 ошибок.
Способствовать воспитанию квалифицированного читателя помогают:
1. Нетрадиционные жанры уроков.
Урок – конференция, урок – путешествие, урок – диалог, урок – дискуссия, урок – спектакль, урок – презентация, урок – суд, так, при изучении романа Н.Г. Чернышевского «Что делать» устроили суд над пошлыми людьми.
2. Приемы, обеспечивающие развитие познавательной активности:
 Отсроченная отгадка .
 Фантастическая добавка. Реальная ситуация дополняется фантастикой. (Представьте, что вы можете встретиться с Р. Раскольниковым за день до убийства им старухи-процентщицы: процитируйте, что бы вы сказали ему).
 Пресс – конференция неизвестного героя, «маски», по ответам которой можно ее рассекретить.
 Прием ретроальтернативы. Выбираем поворотные пункты сюжета, откуда развитие действия могло бы пойти совершенно другим путем.
Использование вышеперечисленных подходов способствовало освоению этапов технологии В.И. Тюпы и приобретению учащимися 11 гуманитарного класса следующих навыков и умений (по результатам контрольных и творческих работ):
• устанавливают связь между типом общественного сознания и парадигмой художественности 77% учащихся;
• определяют жанровую принадлежность художественного текста, его тип художественности и место в художественной парадигме - 81%уч.;
• проводят сравнительный анализ произведений – 77% учащихся;
• проводят микроисследование текста – 100 % учащихся;
• создают свой текст в жанре критического этюда, эссе – 81% учащихся.
К концу обучения 81% учащихся 11г класса достигли высшего уровня усвоения базового содержания – способны совмещать культуру художественной интерпретации с основательными литературоведческими познаниями.
Образовательные ресурсы, такие, как кабинет литературы, оборудованный современными средствами обучения (компьютер, видеопроектор, телевизор, магнитофон), регулярно обновляемой учебно-методической базой (словари, художественные тексты, справочная литература) и учебным оборудованием, соответствующим санитарным нормам являются неотъемлемой частью каждого урока. В последние годы активно ведется работа по созданию информационно-коммуникационной базы кабинета (подключен Интернет, пополняется база мультимедийных уроков, практически на каждом уроке используются средства электронных пособий, создаются проекты учащихся). Кроме урочной деятельности, компьютерные технологии внедряются мною во внеклассной и воспитательной деятельности. Это и создание презентаций к родительским собраниям («Моя семья», «Социальное сиротство», «Как уберечь от беды» и др.), к декаде гуманитарных наук; создание видеороликов ко встречам в «Литературном кафе». По основным темам курса составлены контрольно-измерительные материалы. Часть из них была представлена педагогическому сообществу. На уроках использую разные виды контроля: текущий, рубежный, итоговый. Разработаны различные виды тестовых заданий в формате ЕГЭ по всем разделам литературы для учащихся 10, 11 классов; диагностические материалы ключевых компетенций выпускников 9, 11 классов.
В 2005-2009 годах велась апробация разработанных мною элективных курсов по литературе для учащихся 5-х – 11-х классов (Приложение №33).
5.Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
Своими педагогическими открытиями делюсь с коллегами на районных и городских семинарах, педагогических советах лицея, заседаниях кафедры русского языка и литературы лицея.
2005год.
1.Научно-практический городской семинар (Новосибирской Ассоциации лицеев и гимназий).
 Мастер-класс в 8 классе («Чудо» художественной целостности»).
 Урок в 11-м классе (Презентация сайтов по теме «Серебряный век русской культуры» («Слились все мысли воедино…») (проектная деятельность) (Приложение №34).
2006год.
1.Выступление на кафедре лицея с опытом организации внеклассной работы по литературе (Приложение №35).
2.Школьный научно-практический семинар «Современные образовательные технологии». Открытый урок в 10г классе по теме «Базаров – драматическая личность» (Приложение №36).
3.Лингвометодические конференции – семинары зонального уровня (выступления в дискуссиях на заседаниях круглого стола) (Приложение №37).
2007год.
1.Районная декада гуманитарных наук (внеклассное мероприятие – литературное кафе «Рождение мифа» 11-ые классы).
2. Выступление на педагогическом совете «Проблемное обучение в лицее» - «Создание проблемных ситуаций на уроках литературы».
3.Выступления на кафедре лицея. Представлен опыт освоения IV этапа альтернативной технологии и литературного образования В.И. Тюпы.
2008год.
1.Районный семинар. «Процесс формирования учебно-познавательной компетенции в школе 3-ей ступени». (Урок-презентация в 11г классе).
2.Районное методическое объединение. «Опыт создания и апробирования авторской технологии «Воспитание квалифицированных читателей посредством активизации познавательной деятельности» (Приложение №38).
3.Районная Школа классного руководителя по теме «Взаимодействие семьи и школы». «Опыт проведения родительских собраний» (Приложение №39).
4.2007-2008 уч. год принимала активное участие в разработке материалов по диагностике ключевых компетенций выпускников 9, 11 классов.
5.Публикации:
 Научно-методические разработки, представляемые на международной Сибирской Ярмарке «Учсиб 2001, 2005, 2009» (Приложение №40).
 В разных жанрах в лицейских журналах.
6.Участие в муниципальных региональных и федеральных профессиональных конкурсах
Среди учебно-методических материалов, представленных на Ярмарке «Учсиб – 2001» был явлен и мой опыт работы на уроках русского языка по программе «Речь и общение». Весь комплекс материалов, обеспечивающих коррекционно-развивающее обучение в лицее, заслужил Большую золотую медаль Сибирской Ярмарки.
Литературный журнал «Хелпер», руководителем которого я была с 2003 года, получил Малую Золотую медаль Сибирской Ярмарки и Диплом «За воспитание субкультуры учащихся» в 2005 году (Приложение №41).
В 2009 году принимала участие в разработке пакета документов на образовательную ярмарку УЧСИБ-2009 по теме: «Качество образования, оценка качества образования». Данный пакет документов получил Большую золотую медаль Сибирской ярмарки (Приложение №42, 43).
7.Повышение квалификации и профессиональная переподготовка
С 2006 года являюсь членом аттестационной комиссии при департаменте образования Новосибирской области по присвоению учителям русского языка и литературы высшей квалификационной категории (Приложение №44, 45).
Много времени уделяю самообразованию, чтобы уверенно ориентироваться в современных образовательных технологиях, нетрадиционных подходах к образованию.
С 2005 года постоянный слушатель и активный участник школьных и районных семинаров, проводимых в рамках повышения квалификации учителей русского языка и литературы (Приложение №46).
В 2008 году повышала квалификацию по программе «Русский язык и литература» в объеме 108 часов в НИПК и ПРО.
Прослушала курс лекций (в объеме 24 часов) профессора М.М. Поташника (Приложение №47).
В 2009 году прошла обучение в Новосибирском центре информатизации «Эгида» в объеме 72 часов (Приложение №48).
За большую методическую работу, организацию и проведение мероприятий различного уровня, за воспитание детей – победителей областного этапа Всероссийской олимпиады, за преданность делу обучения и высокие результаты в профессиональной деятельности отмечена Благодарственными письмами и Почетной грамотой департамента образования Новосибирской области (Приложение №49).









Категория: Самоанализ педагогической деятельности | Просмотров: 1655 | Добавил: imarinnnkaa | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: