Из опыта работы
Главная » 2010 Апрель 20 » Открытые уроки
05:31 Открытые уроки |
Здравствуйте! Приветствуем друг друга, урок, садимся и погружаемся в мир искусства. Ход урока. Этап I. Определения темы, цели урока. 1. Возникновение настоящего искусства – это рождение нового «другого мира», это чудо. Какие ассоциации вызывает слово чудо? 2. Тема нашего урока: «Чудо» художественной целостности. 3. Определите цель сегодняшнего урока. 1. Попытаться проникнуть в тайну предложенного текста. 2. Извлечь из текста эффекты «маленького чуда» - чуда художественной целостности, подобно магнитному полю упорядочивающему свои случайные, на первый взгляд, частности. Этап II. Проверка домашнего задания. 1. Итак, открытие чуда! Но этим вы уже начали заниматься дома. Поэтому сейчас мы познакомимся с вашей домашней самостоятельной работой и послушаем эссе о том «порядке в душе», который установился после прочтения рассказа И. Бунина «Перевал». Напоминаю, что «порядок в душе» - это выражение М. Пришвина, означающее состояние души. Слушаем и оцениваем. Аплодируем! 2. Прозвучали две – три работы, каждая самобытна, по-своему интересна. Они разные, но по-другому и не могло быть, потому что мы – разные читатели и квалификация читательская у нас разная. Ваня почувствовал…, Петя испытал…, а какой «порядок в душе» установился у тебя…у тебя… у тебя… Спасибо! Скажите, всем ли вы аплодировали одинаково? Почему? 3. – Давайте вспомним, о каких частностях текста, родивших «порядок в душе», шла речь в эссе ваших одноклассников. – И к какой мысли мы можем прийти? Чем рождается «порядок в душе»? ! «Порядок в душе» рожден чудесами, частностями текста. Этап III. Работа с трансформированным текстом. 1. А теперь я предлагаю такую работу. Перед вами трансформированный мною текст. Можете вы его узнать? Прочитайте его. Выразите тот «порядок в душе», который вы сейчас, испытали. Созвучно ли то, что вы испытываете сейчас и то, что испытали ранее? 2. Что повлияло на то, что изменился ваш «порядок в душе»? ! Исключение некоторых частностей? ! Каких, например? 3. Сохранилась ли основная мысль рассказа И. Бунина или она тоже трансформировалась? 4. Все ли мотивы явлены? Какие мотивы имели место в рассказе И. Бунина, и как они были заданы? Мотив странничества, преодоления трудностей, горести пути. Мотив испытания. Мотив одиночества. 5. К каким выводам приводят нас наблюдения над двумя текстами? Оказывается! Замысел автора реализуется в частностях художественного целого. И исключение заглавия, отданных деталей, слов меняют эмоциональную окраску, основную мысль текста и, конечно же, наш «порядок в душе»! Этап IV. «Воскрешение» авторского замысла. Работа с текстом И. Бунина «Перевал». 1. Давайте отложим трансформированный текст и вернемся к чуду художественного текста И. Бунина. 2. На прошлом уроке мы получили начальные сведения о художественном пространстве текста. И наша задача на этом этапе открыть чудо, то есть такую частность, как художественное пространство и обозначить его роль в реализации замысла писателя и в рождении «порядка в душе» читателя. 3. Какие виды пространства имеют место в рассказе И. Бунина? (горизонтальное, вертикальное, разомкнутое, психологическое) 4. К какому пространственному образу вы относите образ перевала? (разомкнутое пространство) 5. Может кто-нибудь дать ЛЗ слова «перевал»? 1) Это наиболее удобное, доступное место для перехода А есть еще другое значение этого слова. 2) Это поворот в развитии чего-либо. ! Запомните это значение ! 6. А сейчас давайте проследим за чувствами героя. Как меняется его состояние в зависимости от его движения в пространстве? 7. Когда происходит успокоение героя? Испытывает радость? На перевале? Нет! До того! 8. Что должен преодолеть герой? С одной стороны – пространственный перевал (то есть перейти горизонтально).С другой стороны – психологический. Какой перевал преодолел он раньше? 9. Вспомните второе ЛЗ слова ПЕРЕВАЛ – повтор в развитии чего-либо. А теперь представьте себе героя и картину, его окружающую. (Снег, буран, туман, горы – никого вокруг, только лошадь, мокрая, озябшая, и страх – «страх, что заблудился, что не дойду», и ужас, и отчаяние). Кто же поможет герою? Он сумел преодолеть себя! Свой страх! Он сам! Перевалил за отчаяние, сделал поворот в сознании и на смену страха приходит стойкая покорность всему, что надо вынести. 10. Скажите, а имеют ли место образы пространства в трансформированном тексте? Да, но существуют они формально, так как не служат передаче мысли, замысла автора. А каков замысел писателя? Надо преодолевать трудности в жизни, чтобы испытать «сладость тепла после холода». Этап V. Выводы по уроку. 1. «Порядок в душе» рождается чудесами, частностями текста. 2. Замысел автора реализуется в частностях художественного целого. 3. Роль художественного пространства в создании психологического (внутреннего) состояния героя и замысла писателя. Итог. 1. Герой движется не только в пространстве, но и во времени, но это уже тема нашего следующего урока. 2. Удалось познать чудо? Сделать открытие? Осталось только оценить себя. |
|
Всего комментариев: 0 | |