Из опыта работы

Главная » 2010 » Апрель » 20 » Элективные курсы
05:35
Элективные курсы
Программа элективного курса.
«Особенности современного литературного процесса».
I. Цели и задачи элективного курса.
Данный элективный курс рассчитан на 34 ч. и предназначен для учащихся гуманитарных выпускных классов. Он позволит не только расширить знания по русской литературе конца XX – начала XXI века, но и сформировать умения пользоваться литературоведческими терминами, а также реализовать свои знания по анализу художественных текстов, таким образом, совершенствуя читательскую деятельность.
Предлагаемый курс ориентирован на то, что учащиеся получат теоретические знания, связанные с техникой анализа художественного текста. На теоретической основе предлагается развить и закрепить практические навыки анализа текстов современной литературы различных направлений и жанров. Курс включает 8 разделов, в процессе реализации которых происходит углубление и расширение содержания базовой программы основной школы по литературы.
Результативность занятий отслеживается на основе наблюдений за учащимися в процессе работы, а также представлением рефератов и докладов по предложенной тематике.
Цель данного курса – познакомить учащихся с особенностями русской литературы на современном этапе, сделать процесс освоения понимания художественного текста более доступным для учащегося.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать ведущие направления современной литературы.
2. Произвести анализ текстов современных авторов.
3. Выработать умение анализировать художественный текст, понимать его, уметь оценивать.
4. Дать возможность ученику реализовать творческий потенциал через выполнение практических занятий.
Элективный курс состоит из теоретических(лекционных) и практических занятий.



II. Учебно-тематический план курса.
Название раздела Темы лекционных и практических занятий Кол-во часов Всего по разделу (ч.)
I.Введение. предмет и задачи курса. 1.Цели и задачи курса. Разные подходы к изучению художественного произведения. Мастерство писателя. 1 1
II.Особенности комплексного анализа художественного произведения. 1.Техника анализа эпического произведения.
2.Тропы как средство создания художественной образности.
3.Стилистические фигуры как средство создания художественной образности. 2
1

1
4
III.Анализ эпического произведения на примере текстов современной литературы. 1.Литературная ситуация конца XX – начала XXI века. Характеристика ведущих направлений, их существенные черты.
2.Поэма Вен. Ерофеева «Москва-Петушки». Жанровое своеобразие. Основные особенности сюжетно-композиционной, повествовательной, пространственной организации.
3.Пространственно-временная структура произведения, особенности предметной детализации на примере рассказа Т. Толстой «Факир».
4.Особенности повествовательной организации произведения, спектр литературных и мифологических отсылок в прозе на примере рассказов Л. Петрушевской.
5.Особенности композиционного строя произведения на примере рассказа Л.Улицкой «Перловый суп». 2


2



2



2



2 10
IV.Анализ драматического произведения на примере текстов современной драматургии. 1.Особенности анализа драматического произведения.
2.Специфические особенности современной драматургии (пьесы Л. Петрушевской, А. Галина, Нины Садур и др.). 1

2 3
V.Анализ поэтических произведений на примере текстов современной поэзии. 1.Поэзия концептуалистов. Принципы и приемы анализа лирических текстов. Стихотворения А. Пригова, Льва Рубинштейна, Тимура Кибирова и др.
2.Поэзия метареализма. Изобразительно-выразительные средства. Стихотворения И. Жданова, О. Седаковой, А. Еременко и др.
3.Анализ стихотворений Льва Лосева. 3



3


2 8
VI.Особенности эссеистического стиля. 1.Современная эссеистика. 2 2
VII.Детектив как жанр. 1.Ворождение детектива. 2 2
VIII.Особенности жанра антиутопии. 1.Фантастика, утопии и антиутопии в современной литературе. 2 2
IX.Защита докладов и рефератов учащихся. 2



Примерные темы докладов и рефератов.
1. Автор и герой в поэме Вен. Ерофеева «Москва-Петушки».
2. «Основное» в поэтике Рубинштейна.
3. Основные черты творческой индивидуальности Кибирова.
4. Пушкинский контекст лирики Кибирова.
5. Особенности повествовательной организации рассказа Т. Толстой «Факир».
6. Темы и мотивы прозы Петрушевской.
7. Трагическое и комическое в рассказах С. Довлатова.
8. «Приключения классики» в постмодернистском детективе.

Категория: Элективный курс 1 | Просмотров: 512 | Добавил: imarinnnkaa | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: